Клуб активного отдыха
и путешествий
Вход в личный кабинет/Регистрация
8(4932)77-34-94
Внимание! Прокат работает только в будни. В выходные аренда возможна по предварительному звонку: 8 (4932) 77-34-94

Первомайские праздники на реке Унже

13.05.2019г.

Вместе с «Клубом активного отдыха и путешествий» мы собирались на реку Лух, чтобы провести там 4 дня, сплавляясь от Талиц до Фролищ. Но за несколько дней до сплава несколько туристов отказались идти в поход. То ли прогноз погоды их напугал, то ли решили «праздновать» на диване у телевизора, но нас становилось всё меньше. Мы думали, что мероприятие отменят, поскольку оно становилось нерентабельным, но Клуб предложил сходить на Унжу и проверить реку на пригодность к байдарочному походу. Все с радостью согласились, поскольку готовились к походу заранее и распланировали все свои дела исходя из этого.



День первый

Первого мая в 8:00 погрузились у автовокзала в микроавтобус и двинулись в сторону Кинешмы. Вместо Варзуг взяли каркасно-надувные Шуи, две «двойки» для инструкторов и две «тройки» для туристов. Перед въездом в Кинешму купили свежего хлеба. Переехали по мосту Волгу, миновали Заволжск и около Островского свернули на трассу Р-243. Дорога с асфальтовым покрытием оставляла желать лучшего, ехали не быстро. Миновали Кадый, Макарьев, и, не доезжая нескольких километров до Мантурово, свернули к селу Карьково, где был очень удобный подъезд к реке.


Там мы собрали байдарки, погрузили припасы и снаряжение, перекусили перед дорогой и, сфотографировавшись на точке старта, около 14 часов начали сплав. Некоторое время нас сопровождал квадрокоптер, снимавший начало похода и окружающие красоты.

День был солнечным. Скорость течения около 5-7 км в час позволяла двигаться довольно быстро без особых усилий. Лёгкий ветерок почти не мешал движению. Быстро привыкнув к байдаркам, мы легко скользили по реке, любуясь пейзажем. Река изрядно разлилась, поднявшись метра на три, лес по левому берегу стоял залитый водой. По прогнозу погоды следующий день обещал встречный ветер и дождь, поэтому со свежими силами решили пройти максимальное расстояние, и после 18 часов искать место для стоянки и ночлега. Через 2 километра за кормой остались последние дома села Карьково. На 5,5 километре на правом берегу мы увидели место впадения в Унжу реки Воймеж.

Из-за высокой воды нам удавалось изрядно спрямлять наш путь, проходя над обширными плёсами и песчаными островами. На десятом километре мы остановились, причалив к левому берегу, чтобы выпить чаю и размять ноги. Место для остановки найти было непросто, низкий берег был полностью затоплен водой, а высокий правый берег зарос густыми кустами. По левому берегу были развешены знаки, предупреждающие о том, что там находится заповедник. Перекусив и размявшись, мы двинулись дальше.

На 11-м километре в Унжу с правого берега впадала речка Старка. В кустах было много уток. На 14-м километре с левого берега мы увидели широкий в этом месте приток Унжи реку Кастово. На высоком правом берегу виднелись редкие сёла и деревни. Солнце опускалось всё ниже, и мы начали искать место для ночёвки.

Наконец на 24-м километре нашего путешествия мы нашли относительно удобное место. Разгрузив и вытащив байдарки на берег, мы занялись лагерем. Разожгли костёр, поставили палатки. Пожара мы не боялись, потому что находились на довольно небольшом не залитом водой пространстве. С одной стороны простиралась река, а с другой вода подбиралась из обширной низины. Переодевшись в бивачную одежду, мы грелись у костра и готовили горячую пищу, перекусывая бутербродами с колбасой и допивая чай из термосов. На ужин была варёная картошка с обжаренным луком, морковью и тушёнкой. Получился густой наваристый суп, который съели без остатка. Параллельно на газовой горелке инструктор вскипятил воду для чая, и мы продолжили сидеть у костра, наслаждаясь чаепитием и интересными разговорами. Через некоторое время усталость взяла своё, и мы разошлись по палаткам.
День второй

Утром нас ожидал сюрприз. Проснувшись, мы обнаружили, что место нашего костра залито водой, которая подступала к палаткам всё ближе и ближе. Поднявшийся раньше всех инструктор уже разжёг костёр на сухом месте, и в котле уже готовилась пшённая каша на завтрак. На горелке во втором котле поспевал кипяток. Пшённая каша, политая сгущёнкой, удалась на славу! Котёл был очищен быстро, и настало время кофе и чая с вафлями и печеньками. Поев и собрав лагерь, мы погрузились в байдарки и продолжили путешествие.

Небо хмурилось, встречный ветер усилился. Стихли голоса птиц, перекликавшихся в утренние часы. Идти против ветра стало сложнее. «Тройки» с двумя гребцами и грузом шли довольно устойчиво, а вот «двойкам» инструкторов досталось. Хоть и загруженные в носовой части снаряжением и продуктами, они всё равно изрядно «парусили», и порывы ветра их постоянно пытались развернуть. Много сил уходило на то, чтобы держать правильный курс. Мы старались идти ближе к берегу с наветренной стороны, чтобы он частично прикрывал нас от ветра, но направление реки менялось, и чаще всего ветер был встречным. Начал моросить дождь. На 27-м километре обнаружился почти незаметный приток справа – речка Пузовца. На 31-м километре мы обнаружили широкий приток слева, но, судя по карте, это было слепое ответвление русла Унжи. Дождь периодически усиливался, но особого дискомфорта это не прибавляло, поскольку во время дождя стихал ветер. С 32-го по 33-й километр мы слева по протоке обошли большой заросший деревьями и кустарником остров. Течение было быстрым, до 8 км/ч, ветра почти не было.

На 42-м километре инструктор показал нам удобное место на левом берегу, заросшее соснами. Судя по карте, оно находилось рядом с урочищем Вороновское. Мы причалили и разожгли костёр, чтобы согреться. Несмотря на высокую скорость хода и интенсивную греблю, дождь и ветер вытягивали тепло. Погревшись у костра, перекусив бутербродами с паштетом и колбасой, мы погуляли по берегу, разминая ноги. Но надо было идти дальше, и скоро пора было начинать присматривать место для стоянки и ночёвки. А залитые водой берега показывали, что это будет не простой задачей.

На 50-м километре слева обнаружилось очередное слепое ответвление, судя по карте. На высоком левом берегу располагалась единственная встреченная нами левобережная деревня Никольское. Берег был обрывистым, заросшим соснами. Холод брал своё. Поиски места для стоянки становились всё более актуальными. На 55-м километре справа мы заметили довольно высокий берег с удобным местом для причаливания. Но осмотрев его, обнаружили, что это узкая полоска суши между рекой и залитой водой низиной. Продолжили двигаться дальше.

Через километр правый берег стал немного повыше, и мы решили осмотреть его. Причалив, мы обнаружили небольшую площадку, не залитую водой и стали разводить костёр, чтобы согреться. Инструкторы пошли осматривать берег в поисках удобного места для лагеря. Оно обнаружилось через пару десятков метров. Там сразу был разведён костёр, и все перешли на новое место. Разгрузив байдарки, мы перенесли их на берег, и стали расчищать место под лагерь. Его площадь оказалась достаточной для установки палаток и тента, под которым мы развесили на просушку мокрую одежду. Постепенно отогрелись у костра. Дождь стих, но порывы ветра сбрасывали капли воды с деревьев и кустов. Инструкторы заранее спилили сухие деревья, которые могли упасть под порывами ветра, обезопасив место нашего ночлега. Перетаскивая вещи из байдарок в лагерь, мы обнаружили, что наши следы на сухой ещё полчаса назад тропинке, наполняются водой. Но другого места для ночёвки мы бы найти не успели, и просто решили ночью наблюдать за подъёмом воды, чтобы вовремя собрать лагерь в случае опасности затопления.

Все, по мере возможности, приняли участие в приготовлении ужина и заготовке дров. Над костром подвесили котёл, в котором варилась картошка с обжаренным луком и морковью. В этот раз мы решили добавить туда мелко порезанный кочан пекинской капусты и специи. Заложили 2 банки тушёнки. Получился густой и очень вкусный суп, которым мы и поужинали, несколько раз вставая за добавкой. Горячий чай с сахаром и печеньем завершил нашу трапезу. Помыв посуду, мы ещё немного посидели у костра и разошлись спать. День был трудным. Мы прошли больше 30 километров под дождём и со встречным ветром. Ночью те, кто просыпался мониторили подъём воды. Он неуклонно возрастал, но мы рассчитывали, что до утра нас не затопит.
День третий

Проснулись от разноголосого пения птиц, обитающих в изобилии в этой местности. Утром вода подошла почти к самым палаткам. Но дождя ночью не было, вещи под тентом успели просохнуть. В этот раз на завтрак инструктор приготовил рисовую молочную кашу, в которую каждый добавил себе сгущёнки. Попив чаю и кофе и залив термосы, мы свернули лагерь и погрузились в байдарки. По небу плыли кучевые облака, через которые проглядывало солнце. Дождя не предвиделось. Но усилившийся порывистый ветер не оставлял шанса на лёгкое завершение нашего путешествия.

Если экипажам «троек» ещё удавалось продвигаться вперёд, то «двойки» разворачивало порывами ветра, и было проще двигаться по течению «спиной вперёд». Но на середине реки начали подниматься волны, а иногда скорость ветра и течения уравнивались, и байдарка не двигалась вперёд. Мы пробовали идти вдоль наветренного берега, но и в этом случае приходилось тратить большие усилия на поддержание курса. Ветер норовил прижать байдарку к берегу, затащить в кусты, и приходилось выбирать оптимальное расстояние между берегом и опасной серединой реки, волны на которой грозили перехлестнуть борт байдарки. На 62-м километре пути слева в Унжу впадает довольно широкая в этом месте река Яхронка.

Сотрудники ГИМС, патрулировавшие реку, подошли к нам узнать, всё ли у нас в порядке и продолжили свой обход. Русло делало несколько резких поворотов, и направление ветра несколько раз менялось. При благоприятном ветре мы успевали немного отдохнуть от постоянной борьбы со стихией. На 66-м километре справа показалось село Половчиново. Дальше по течению виднелось ещё несколько деревень. На 70-м километре напротив правобережной деревни Пузыри волны на середине реки достигли полуметра.

Одна из них перехлестнув через борт, окатила меня ведром воды. Уйдя к правому берегу, я увидел ровную грунтовую дорогу, идущую вдоль него и несколько удобных мест для причаливания. До Макарьева, где мы планировали завершить маршрут, оставалось около 4 километров, но ветер, легко сгибавший прибрежные деревья и бушующие волны резко снижали наши шансы дойти до финиша.

Пройдя в общей сложности 72 километра, мы увидели инструктора, причалившего к берегу и делавшего нам знаки идти к нему. Подойдя к берегу, мы обнаружили удобную заросшую травой площадку и вышли на берег. Дождавшись второго инструктора, мы решили завершить здесь наш сплав во избежание излишнего риска и напрасной траты сил. Автобус должен был забрать нас около Макарьева. Чтобы сориентировать водителя, инструктор пошёл искать выезд на шоссе, а мы разгрузили байдарки и помыли их.

Чтобы не терять времени, решили разжечь костёр и сварить обед. Горячая вода оставалась в термосах, для чая. Автобус подъехал через полчаса, угостили обедом и водителя. Быстро разобрали и упаковали байдарки, загрузили вещи в автобус и двинулись в обратный путь.
Заехали в Макарьев – город, основанный в 15 веке, сейчас переживающий не лучшие времена. Проехав около 250 километров, мы прибыли в Иваново. По дороге все обменивались впечатлениями от путешествия и пришли к выводу, что несмотря на погодные выкрутасы, все остались очень довольны приключениями, красотами дикой природы и полученным бесценным опытом водного путешествия. Узнав, что Клуб активного отдыха предоставляет возможность пройтись под парусами, стали задумываться о формировании группы для нового путешествия. Поблагодарив инструкторов за их нелёгкую работу, мы, усталые и счастливые поехали по домам.

«Вернуться к списку

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.