Клуб активного отдыха
и путешествий
Вход в личный кабинет/Регистрация
8(4932)77-34-94
Внимание! Прокат работает только в будни. В выходные аренда возможна по предварительному звонку: 8 (4932) 77-34-94

Впечатления о походе на выживание в зимнем лесу

07.05.2019г.

Поработав некоторое время в области туризма, мы решили посмотреть на порядок организации туристических мероприятий в фирмах, предоставляющих подобные коммерческие услуги. В одной известной московской фирме мы нашли подходящий вариант. Мероприятие анонсировалось как поход с ночёвкой в зимнем лесу для самых что ни на есть начинающих туристов. С собой надо было взять одежду по сезону, карематы и минимальный набор туриста (ложка, кружка, миска и пр.). Нам, как новичкам, разрешили взять спальные мешки. Заключив официальный договор и заплатив немалую сумму, в середине марта мы выдвинулись к месту встречи в одном из городов дальнего Подмосковья.

Приехав ранним утром, мы выяснили, что инструктор ещё с двумя начинающими выживальщиками задерживаются. Поставив наш микроавтобус на платную стоянку, мы продолжили ожидание в здании автовокзала. Наконец позвонил инструктор, что сейчас подъедет к платформе автовокзала, откуда должен отправляться автобус до точки начала нашего путешествия. Встретившись с нами, инструктор вежливо представился и удивился, какие большие рюкзаки мы с собой взяли в такой простой поход. Наконец, собравшись вместе, мы загрузились в рейсовый автобус.

Прибыв на конечную остановку, мы встретили ещё одного участника нашей группы, добравшегося до места на своём автомобиле. Тот сразу предупредил, что идти будет не быстро, поскольку недавно повредил колено. Но инструктор успокоил его, что идти недалеко, дорога ровная и поход обещает быть лёгким. С этими словами он двинулся бодрым шагом по заснеженной колеистой дороге через населённый пункт к лесу. Наш травмированный собрат начал потихоньку отставать, но инструктор, не оглядываясь, продолжал движение. Я обратил внимание на довольно лёгкую обувь и маленький рюкзак одного из членов группы. Он рассказал, что жена подарила ему универсальную лопатку, а к ней сертификат на услуги турфирмы, вот он и решил сходить в этот поход.

Тем временем отстающий шёл всё медленнее, инструктор уже пропал за поворотом дороги. Я решил замедлить шаг, чтобы не оставлять человека без помощи в случае форс-мажора. Через некоторое время я услышал крик с его стороны. Приблизившись, я увидел, что он пытается встать после падения. Я помог ему, узнал, что колено отказывается двигаться, и решил предупредить инструктора. Сбросив рюкзак, я рысью стал догонять группу. Они ушли довольно далеко, несмотря на то, что два человека отстали от группы. Я рассказал о произошедшем, и мы с инструктором вернулись к пострадавшему. Выяснив, что тот не может продолжать движение с группой, инструктор порекомендовал ему вернуться к машине, отзвониться когда до неё доберётся и ехать домой. Наш незадачливый собрат медленно поковылял в обратную сторону. Мороз крепчал. Столбик термометра опустился до -15 градусов.

В общей сложности мы прошли около 3 часов до того, как свернули в лес в поисках подходящего места для стоянки и ночлега. Пройдя около ста метров, подыскали подходящую полянку с поваленным деревом, которое решили использовать как основу для сооружения односкатного навеса. Снег был довольно глубоким. Тут мне пригодились бахилы от ОЗК. Снег в ботинки не набивался, но в резине быстро потели ноги.

Часть нашей группы занялась заготовкой дров, изрядно озадачив инструктора наличием у нас топора и мачете. Наверное, он предполагал, что мы будем валить сухие деревья ножами. Топор взял один из наших инструкторов — охотник, имеющий опыт ночёвки в зимнем лесу и понимающий, что без топора шансы на выживание резко уменьшаются. Другая часть группы разгребала и утаптывала место для лагеря и начала сооружать навес. Инструктор, видя, что люди работают без его ценных указаний, участвовал в процессе довольно вяло. Я рубил жерди для навеса и хвою для крыши и настила имеющейся малой пехотной лопатой, которую в процессе изрядно зазубрил о мороженую еловую древесину. На сооружение навеса и подготовку настила ушло более 4 часов. Пока все активно двигались, холод не чувствовался, но слегка передохнув, мы поняли, что температура воздуха стала ещё ниже. Термометр уже показывал -20. Когда разгорелся костёр, стало немного веселее. По рекомендации инструктора, которая нас очень удивила, мы должны были взять с собой воду в пластиковых бутылках, которая изрядно утяжелила рюкзаки, благополучно замёрзла, и её приходилось оттаивать или просто разрезать бутылки. Хотя обычно в зимних походах, мы прекрасно обходились снегом. Обещанным туристским обедом оказался трёхлитровый котелок с гречневой кашей, сдобренной мясными консервами. Если бы я не взял с собой сухофрукты, мясные и рыбные консервы, то постоянно бы чувствовал голод. В том же котелке вскипятили воды для чая. Я отдельно вскипятил воду из растопленного снега в своём армейском котелке и перелил её в термос, взятый на всякий случай. И он оказался не лишним.

Когда начали готовить спальные места, выяснилось, что предчувствия по поводу маленького рюкзака у одного из членов нашей группы меня не обманули. В нём лежал очень лёгкий спальный мешок, который никак не мог защитить от холода при такой температуре воздуха. К тому же у товарища начали замерзать промокшие насквозь довольно тонкие ботинки. Его усадили у костра и заставили просушить обувь и греться.

Тем временем темнело. Заготовили ещё немного дров. Опытный инструктор достал бутылку коньяка (!) и выпил за здоровье присутствующих в одно лицо. Когда готовились ко сну, он сообщил, что у него хорошее снаряжение, и он будет спать в морозном лесу, как младенец в кроватке. По поводу комфортного ночлега в такой мороз я был неуверен. Под навесом при ровно горевшем костре, напоминающем «Нодью», температура была от -5 до -7 градусов. В моём хоть и тяжёлом, но тёплом армейском спальнике было довольно комфортно.

Залезая в спальный мешок, я снял тёплый комбинезон и куртку «Монблан», надел утеплённый флисовый костюм, а курткой накрылся поверх спальника, заодно давая ей возможность просохнуть (или выморозить лишнюю влагу).

Инструктор, как и обещал, спал в своей норке, как младенец, за всю ночь ни разу не встав подбросить дров в костёр и проверить, все ли живы. А между тем, могли бы быть потери. Помня об одетом и обутом не по сезону товарище, я осматривал лагерь, когда просыпался. Проснувшись в очередной раз, я увидел скрюченную фигуру у слабо горящего костра. Это был наш легко одетый турист. Он просто тихо замерзал. Растолкав спящего рядом товарища, мы подбросили в костёр дров, запасы которых изрядно сократились. Если бы мы не взяли топор, то дрова закончились бы гораздо раньше. У разгоревшегося огня наш «замороженный» почувствовал себя гораздо лучше, но до рассвета так и не лёг. К утру температура воздуха опустилась до -26. Из-за слабо горевшего огня (дрова не бесконечные), температура под навесом была не намного выше.

Проснувшись утром, мы отведали варёной чечевицы, которую приготовил инструктор и выпили чаю. Мне опять же помогла изрядная горсть сухофруктов и банка разогретых мясных консервов (да, я читер и мне не стыдно). Мои товарищи тоже дополнили свой рацион кто чем мог. В общем, без доппайка нам пришлось бы туго. За два дня похода инструктор обеспечил группу питанием всего два раза.

Собрав и упаковав рюкзаки, мы сложили их под навесом. Инструктор решил сводить нас к заброшенной церкви на экскурсию. По лесной дороге до неё было двух часов хода. Да, после морозной ночи разогреться в движении нам явно не мешало.

«Вернуться к списку

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.