8 (4932) 77-34-94 info@veslo37.ru
Пн. - Пт. с 09:00 до 18:00
Сб. - Вс. Выходной

Четыре дня на Лухе. Солнце, мели и дожди.

День 1

Давно хотелось сходить в байдарочный поход. Неторопливая гребля по спокойной воде, обед, приготовленный на костре, купание в чистой воде и отдых на песчаных пляжах — всё это обещала нам дать река Лух, протекающая по трём областям Ивановской, Владимирской и Нижегородской.

Мы погрузились в прибывший за нами автобус, рюкзаки разместили в прицепе и двинулись в сторону точки старта. Проехав около 130 километров, мы оказались на берегу Луха в селе Талицы Южского района Ивановской области. Место для стапеля было очень удобным. Пологий спуск к реке позволял встать на воду без особых затруднений даже новичкам, которых среди нас оказалось большинство.

Мы собрали и накачали байдарки. Это был наш первый опыт в таком деле, но под руководством инструктора, это оказалось несложным. Байдарки Шуя имеют минимум каркасных элементов и при достаточной сноровке собираются в течение 10–15 минут.

Организаторы тем временем согрели чай и приготовили лёгкий перекус бутербродами и печеньем. Пока мы подкреплялись и распределяли в гермомешки часть нашего груза, инструкторы закончили сборку катамарана, на котором планировалось перемещать основной груз.

Наконец мы стартовали. Спустив байдарки на воду, мы заняли свои места и двинулись вниз по течению. Нам сказали, что река изрядно обмелела и по ходу движения могут быть препятствия в виде топляка, отмелей и камней. В этом мы убедились сразу же после начала движения. Река изобиловала торчащими из воды корягами и стволами поваленных деревьев. Каждую весну река подмывает песчаный берег, изменяя своё русло, и деревья падают с обрыва в воду, создавая завалы.

Русло реки петляло, мы осваивали технику гребли и маневрирования, всё больше и больше втягиваясь в ритм движения. Между тем время близилось к вечеру, уже пора было искать стоянку для ночлега.

Места были обитаемые, и на 8-м километре нашего пути мы нашли удобную поляну с кострищем и достаточным местом для установки палаток. Разгрузив часть снаряжения с катамарана и подняв байдарки на песчаный берег, мы приступили к установке лагеря. На поляне имелся небольшой столик и скамейки, сколоченные из брёвен и досок.

Пока мы ставили лагерь и приводили себя в порядок, инструкторы приготовили очень вкусные макароны с тушёнкой и специями и салат из огурцов и помидоров. Завершал нашу первую трапезу в этом походе чай со всякими вкусностями. Поужинав, мы занялись своими делами и подготовкой ко сну. Завтра решили встать попозже, выспаться как следует и пройти запланированную дистанцию, не торопясь. Мы не знали, что Лух уже приготовил нам несколько сюрпризов.

День 2

Как и запланировали, встали ближе к 10 часам. Инструкторы уже приготовили вкусный завтрак (молочную рисовую кашу, чай, сыр, колбасу, печеньки и другие походные деликатесы). Плотно позавтракав, свернули лагерь и встали на воду.

Погода была солнечной и располагала к неторопливому движению с остановками на «искупаться и отдохнуть». Через километр заметили, что не хватает двух байдарок с экипажами. Оказалось, что они свернули с основного русла влево в обширную старицу, но вскоре, поняв, что ошиблись, стали нагонять группу. Идти приходилось осторожно: из воды торчали стволы деревьев, было много мелей. И если байдарки проходили препятствия почти без задержек, экипажу катамарана приходилось часто спешиваться и толкать своё плавсредство, стаскивая его с мелководья.

На берегах виднелись следы, как будто что-то стаскивали в воду. Инструктор объяснил, что это следы бобров и их мощных волочащихся хвостов. Но деревья по берегам были не погрызены бобрами. И только через несколько километров мы заметили перегороженные плотинами устья стариц. В них виднелись бобровые хатки. Хитрые животные не афишировали свою деятельность на основном русле реки, чтобы не привлекать к себе внимание людей.

Через 2 часа остановились, чтобы искупаться и размять ноги. Солнце жарило вовсю, и после купания мы почувствовали себя посвежевшими и готовыми продолжать путь.

Вскоре пришло время обеда. Решили, что суп на обед есть не будем для экономии времени, а пообедаем гречневой кашей с тушёнкой и специями. Как всегда, еда была выше всяких похвал. Попив чаю, немного отдохнули и заняли свои места в байдарках.

Вскоре река преподнесла нам очередной сюрприз. Русло резко обмелело, а основное течение уходило куда-то в сторону под завал из брёвен. Попробовав двигаться по мелководью, куда указывал нам навигатор, поняли, что катамаран там не пройдёт. Тогда один из инструкторов пошёл по берегу нового русла посмотреть, возможно ли по нему пройти после завала, а второй инструктор стал расчищать завал с помощью бензопилы, опасно балансируя на стволах поваленных деревьев. Вернувшись, первый инструктор сообщил, что дальше новый проход ведёт в правильном направлении. Преодолев это препятствие, через 700 метров мы вновь пошли по основному руслу реки.

Между тем, день клонился к вечеру, и пора было искать место для стоянки. Но берега были непригодными для лагеря, поскольку не имелось ровной площадки, чтобы разместить все палатки или откос был слишком крутым. Так, останавливаясь и осматривая берег, мы двигались ещё несколько километров. Солнце скрылось за облаками, похолодало, пошёл мелкий дождь.

Наконец, пройдя около 28 километров от места старта, мы высадились на более или менее подходящий берег. Дождь усиливался. Затащив байдарки повыше, начали ставить лагерь под струями дождя. Инструкторы натянули тент, заготовили дров и начали приготовление ужина. Тут же рядом установили второй тент, под которым мы развесили на просушку одежду и сели отдохнуть.

Пока готовились вкуснейшие щи и нарезались колбаса, хлеб и сыр, мы успели немного обсохнуть у костра и согреться. Ужин был привычно вкусным и питательным. После горячего все почувствовали себя гораздо веселее, и показалось, что наше путешествие проходит вполне нормально и с изрядной долей комфорта. Дождь не переставал. Дров было достаточно. Тенты не пропускали воду, донимали только многочисленные комары.

Решили с утра встать пораньше, чтобы наверстать километраж и своевременно найти удобную стоянку. Тем более, что инструкторы обещали сюрприз. Ночь прошла под шум затихающего и вновь начинающегося дождя.

День 3

Ближе к утру дождь прекратился. Только капли с деревьев, сдуваемые порывами ветра, взбадривали своими холодными прикосновениями. Проснулись под звон ложки о тарелку, возвещавший начало завтрака. Вкусная пшеничная каша, сгущёнка, подкопчённая свинина, нарезанная толстыми ломтями, лежащими на влажных кленовых листьях, сыр, паштет, сливочное масло, ломтики белого и чёрного хлеба, джем, чай, кофе, шоколадные вафли… Всё это мы уплели за несколько минут. Приведя себя в порядок и свернув лагерь, быстро погрузили снаряжение на катамаран и заняли места в байдарках. Река встречала нас поднимающимся от воды туманом.

Сегодня решили идти без длительного перерыва, сделав только короткую остановку на лёгкий перекус. Нужно было подойти к Фролищам на 6-7 километров, чтобы завтра до полудня прибыть на финишную точку.

Русло реки расширилось через несколько километров. Но дно стало более каменистым. Через 10 километров одна из байдарок налетела на острые камни, и в неё стала просачиваться вода. Пришлось выходить на берег и искать место течи. Инструктор, осмотрев дно байдарки, нашёл два небольших отверстия. Быстро достав ремонтный набор, повреждения залили быстросохнущим клеем и через 15 минут продолжили движение.

Мы поняли, что опытными проводниками были предусмотрены практически все сложные и аварийные ситуации. В любой из них наши инструкторы быстро устраняли то, что мешало нам двигаться вперёд. Погода налаживалась. Кое-где сквозь облака стало проглядывать солнце.

Пройдя около 15 километров, остановились, чтобы перекусить бутербродами с чаем. Мы взяли с собой много питьевой воды, но использовали её только во время движения в байдарках. Еду и чай инструкторы готовили на речной воде, которая оказалась на удивление чистой и вкусной.

На 42-м километре нам показали приток — речку Пурежку, которая незаметно вливалась в Лух на заросшем травой левом берегу. В русле стало больше отмелей и островов, которые приходилось огибать по мелководью, таща байдарки волоком. Катамаран инструкторам приходилось толкать гораздо чаще. По берегам стали чаще встречаться участки соснового леса с удобными площадками.

На 45-м километре слева впадала речка Сезух. С этого места по середине реки проходила граница между Владимирской и Нижегородской областями. На 48-м километре мы увидели удобное для стоянки место на левом «Нижегородском» берегу. Инструкторы сочли его годным для лагеря и последней ночёвки. До Фролищ оставалось не более 8 километров.

Подняв байдарки и разгрузив катамаран, мы стали устанавливать лагерь. Инструкторы установили тент и начали готовить обед. Мы помогли нарезать овощи для салатов и почистить картошку для супа. По прогнозу ночью ожидался сильный дождь. Мы даже получили сообщения от МЧС на свои мобильные телефоны о возможных ливнях и сильном ветре. Поэтому заранее растянули выданный инструкторами большой тент. Заготовив достаточно дров, мы разошлись отдыхать.

Звон посуды возвестил о начале обеда. Картофельный суп с рыбными консервами и салат из свежей капусты с маслом и уксусом разошлись в один миг. Попив чаю с печеньем, мы обнаружили, что у нас ещё много времени до сумерек. Вот что значит ранний подъём и интенсивное движение! Кажется, мы начали понимать специфику водного туризма.

Ближе к вечеру инструкторы предоставили нам обещанный бонус: мобильную баню. Она представляла из себя мягкую конструкцию типа палатки из двух отделений с каркасом из алюминиевых дуг. Под руководством нашего инструктора мы общими усилиями собрали баню, установили туда печь и загрузили каменку найденными на берегу булыжниками. Баня прогрелась быстро, хорошо держала жар, и мы попарились от души со свежесрезанными берёзовыми, дубовыми и хвойными вениками.

Тем временем был приготовлен ужин: картошка с тушёнкой, салат из помидоров, маринованная черемша, хлеб, чеснок, сыр, вафли и чай. Несмотря на небольшой промежуток времени между обедом и ужином, мы отдали должное кулинарному искусству наших проводников.

При осмотре лодок инструкторы заметили несколько повреждений от острых камней и устранили их, залив специальным составом.

Ближе к ночи ветер усилился и пошёл дождь. Сначала мелкий, а потом проливной, он всю ночь шумел, выбивая барабанную дробь из тентов и палаток.

День 4

С рассветом дождь продолжался, превращая наш такой уютный лагерь в залитое водой пространство. Порывами ветра вырывало крепления растяжек тента, приходилось их постоянно укреплять. У инструкторов уже кипела работа по приготовлению завтрака: каши из пшеничной и рисовой крупы, бутербродов с маслом, сыром и колбасой. Горячий чай и кофе взбодрили и согрели нас после мокрой и ветреной ночи. Дождь понемногу начал стихать, и мы стали сворачивать лагерь и грузить вещи на катамаран, готовясь к последнему броску, к финишной точке нашего путешествия.

Вода в реке немного поднялась из-за дождей, что внушало оптимизм и надежду на благополучное прохождение оставшегося участка пути.

Мы встали на воду и двинулись вперёд, интенсивно работая вёслами. Через километр мы прошли между остатками опор бывшего когда-то здесь железнодорожного моста, соединявшего Владимирскую и Нижегородскую области узкоколейной дорогой.

На 49-м километре слева мы увидели едва заметное устье впадавшей речки Утрех.

На 52-м километре мы обнаружили вдали сверкающие купола Флорищевой пустыни – древнего мужского монастыря. Почувствовав приближающееся окончание путешествия, мы решили увеличить скорость. Но река не стремилась так просто отпускать нас, вырастая на пути каменистыми отмелями и поваленными торчащими из воды деревьями.

Пройдя 54 километра, мы причалили к левому берегу, не доходя до автомобильного моста через Лух, и подняли байдарки и груз на высокий песчаный откос, поросший вековыми дубами. Хотелось кричать и петь. Но нужно было ещё помыть байдарки, разгрузить катамаран и распределить свои вещи по рюкзакам, освободив выданные нам на время путешествия гермомешки.

Узнав, что наш автобус будет не ранее чем через полтора часа, инструкторы начали готовить для нас обед: гречневую кашу с мясом и специями, салат из свежих овощей, чай и остатки печенья и вафель. Пока мы обедали, подъехал автобус с прицепом, встреченный дружными приветственными криками. Через час погрузка снаряжения, байдарок и катамарана закончилась, и мы заняли свои места в автобусе.

По дороге через Нижегородскую, Владимирскую и Ивановскую область нас дважды настигал грозовой фронт, снижая видимость на дороге до нескольких метров из-за сильного ливня. Через несколько часов мы приехали на конечную точку, забрали свои рюкзаки и, поблагодарив наших проводников, отправились рассказать о наших приключениях ждавшим нас людям.